Ключевыми факторами при выборе объекта недвижимости для покупки для жителей Чехии являются его местоположение и стоимость. Как уверяют эксперты, Почти три четверти покупателей не меняют район проживания. Качество жилья при этом не играет ключевого значения. В то время как контрактные соглашения потенциальные покупатели обсуждают с юристом, технические нюансы и вопросы строительного надзора они оставляют без внимания.
По словам коммерческого директора компании Star Group Яна Калаша около 70 процентов покупателей новых квартир приобретают их в том же районе, где они проживали ранее. «Люди хотят жить в новом доме, при этом они крайне неохотно переезжают в другие районы, отдавая предпочтение современным квартирам недалеко от бывшего или нынешнего места проживания. Вне зависимости от возраста покупатели хотят остаться в «своем» районе, потому что привыкли к нему, к его уровню услуг, транспортной доступности. Чаще всего рядом с ними живут и их друзья, там же находится их любимый ресторан и т.д.», - отмечает Калаш. «Исключение составляют лишь люди из близлежащих городов, инвесторы и иностранцы. Но очень редко встречаешься с тем, чтобы житель северной Праги переезжал на юг столицы и наоборот», - добавляет он.
Столь же принципиальное значение для чехов имеет и цена. Значительная скидка может увеличить спрос и в два раза. Проекты, находящиеся на различных стадиях строительства, популярность которых в период кризиса серьезно снизилась, вновь пользуются спросом. «Впрочем, многое зависит от конкретной цены и особенностей проекта. Клиенты часто пользуются так называемыми стартовыми скидками, потому что в начале продаж застройщик готов идти на снижение цен, а покупатели могут выбрать из широкого предложения квартир в рамках данного проекта», - убеждён Калаш.
В то же время различные покупные бонусы в виде бесплатной кухни или автомобиля в последние пять лет все меньше стимулируют к совершению покупки. Самым действенным маркетинговым инструментом стала теперь цена недвижимости. «Гораздо больше, чем материальные подарки при покупке квартиры, покупателей привлекают выгодные ценовые условия и индивидуальный график взносов», - утверждает коммерческий директор Star Group.
Следует отметить, что большое внимание к месторасположению и цене сильно контрастирует с пренебрежением, с которым относятся жители Чехии к качеству строительства и отделки недвижимости. Как показывает практика, покупатели часто интересуются репутацией застройщика, но значительно меньше – реноме генерального подрядчика, который, как правило, и отвечает за реализацию проекта. «Наши клиенты редко спрашивают о «мелочах», касающихся технических нюансов строительства. До малейших деталей они разбирают различные условия договора о покупке, привлекая при этом дорогостоящих юристов…», - удивляется Ян Калаш.
Впрочем, по мнению экспертов, тому есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что в Чехии работает 100% гарантия на квартиры. Обычно она составляет два года, в течение которых застройщик и генеральный подрядчик обязуются ремонтировать квартиру бесплатно. Это означает, что в квартире кроме покупки мебели, люстр и карнизов клиенту не надо ничего делать и даже если появится трещина, то застройщик по гарантии исправит отделку, как и возможные другие неисправности, а это, как известно, очень актуально в новых домах.
«Возможно, поэтому покупатели новой чешской недвижимости не сильно обращают внимание на качество, ведь новостройки в Чехии – это гармоничное сочетание современной архитектуры и наивысшей степени функциональности», - полагает аналитик рынка жилья ЧР Даниэл Швейнар.
В свою очередь, для иностранцев, помимо стоимости и местоположения, важным критерием при выборе недвижимости имеет ликвидность объекта, определяющая его привлекательность при покупке. Ведь чем выше ликвидность, тем быстрее и выгоднее затем можно будет перепродать объект.
«Ликвидность зарубежной недвижимости определяется тем, насколько быстро и с каким доходом можно продать объект в текущей рыночной ситуации, либо тем, насколько велика ежегодная прибыль от сдачи его в аренду», - напоминает Швейнар. При сегодняшней динамике рынка и в зависимости от страны, уровня самого объекта, его расположения – этот срок составляет от двух до шести месяцев, а для дорогой недвижимости он достигает одного года. «Но, безусловно, динамика темпов продаж и ликвидность сильно зависят от назначения жилья – городская ли это недвижимость, столичная или курортная», - говорит Наталья Завалишина, генеральный директор компании «МИЭЛЬ Distant Property Management».