В Москве в рамках деловой программы Международной выставки Интурмаркет состоялся Бизнес-форум «Креативный туризм в России».
Бизнес-форум был посвящён развитию нового направления в туризме и роли мастеров/ремесленников/самозанятых в его развитии; популяризации лучших региональных практик, направленных на: успешное развитие туризма в отдалённых регионах и муниципалитетах, не имеющих на территории туристических компаний и квалифицированных кадров; улучшению условий работы и приобретению финансовой устойчивости самозанятых; созданию новых рабочих мест, мастерских, эффективных творческих сообществ и креативных локаций, новых возможностей для формирования доступного туризма.
Организатор форума ООО «СпортТурКонсалтинг», победитель Президентского фонда креативных индустрий (ПФКИ) на протяжении 12 лет, создающий события, маршруты, обучающие и бизнес-мероприятия в сфере туризма, народных художественных промыслов и ремёсел.
Форум проведён при поддержке: Ассоциации народных художественных промыслов России, Министерства экономического развития Российской Федерации, ФГБУ «Росзаповедцентр» Минприроды России, Координационного совета по туризму Общественной Палаты Российской Федерации, Союза гжельских мастеров и других организаций. Большой вклад в организацию и проведение форума внесли самозанятые мастера и ремесленники регионов России.
Состав участников форума: 70,8% – представители турбизнеса, 23,6% – самозанятые, мастера и ремесленники, проявляющие интерес или уже развивающие креативный туризм в регионах России, 5,6% – представители региональных и муниципальных органов власти, малого и среднего бизнеса.
Модератор – Елена Сургуладзе, эксперт Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ), член Координационного совета по туризму Общественной Палаты РФ, эксперт Центра компетенций Народного Фронта в сфере туризма, автор и руководитель проектов «Узоры городов России» и других проектов, особое внимание уделила теме активного вовлечения самозанятых представителей креативного класса в процессы развития внутреннего и локального туризма в качестве со-организаторов проектов и кадрового резерва, презентовала результаты пилотного проекта «Узоры Кузбасса», реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект помог объединить более 300 представителей творческого Кузбасса, создать более 10 креативных локаций для приёма туристов, за 15 месяцев принять свыше 7500 туристов.
Успешными практиками развития креативного/творческого туризма в ремесленных мастерских, креативных локациях и на предприятиях народных художественных промыслов поделились участники проекта «Узоры Кузбасса», самозанятые мастера-ремесленники, активно развивающие туризм, среди них:
- Светлана Адаменко, гончар, участник программы «Узоры Кузбасса», основатель Арт-пространства «Живая глина» и АНО «Центр развития народных промыслов, культурного пространства и креативного туризма Сибири «Компас ремесел» (г. Юрга);
- Светлана Адаменко и Ольга Воробьёва за 15 месяцев работы создали 17 рабочих мест для самозанятых мастеров, приняли 3500 туристов и начали работать с ведущим туроператором Кузбасса компанией «Собус Тур» (Кемерово);
- Наталья Цирсеник, руководитель направления внутренний туризм компании «Собус-Тур» рассказала участникам конференции о туристических программах и экскурсиях, созданных мастерами/ремесленниками Кузбасса, направленными на развитие креативного туризма, о востребованности туров и возвратности туристов на креативных маршрутах.
Большой интерес слушателей вызвал 10-летний опыт "Этнокультурного центра семьи Михайловых" (г. Мариинск, Кузбасс), представленный руководителем центра - Яной Михайловой, самозанятым мастером народных художественных промыслов и аттестованным гидом-экскурсоводом по Кузбассу.
Валентин Розанов, Заместитель Председателя Правления «Ассоциации народных художественных промыслов России», Председатель правления «Союза Гжельских Мастеров», художник декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов поделился опытом создания творческих общественных объединений мастеров/ремесленников/самозанятых и мастерских, ориентированных на приём туристов, развитие креативного туризма на примерах развития промысла Гжель.
Также участники бизнес-форума обсудили темы креативного туризма как уникального торгового предложения территорий и эффективного межведомственного сотрудничества, государственно-частного партнёрства и законодательных инициатив в креативном/творческом туризме.
Большой интерес у слушателей вызвали выступления руководителей органов государственного и регионального управления, рассказавших о работе в направлении развития креативного туризма в регионах.
Особенности работы с ремесленниками на особо охраняемых природных территориях осветила Мария Фёдорова, Начальник отдела анализа организации туризма на ООПТ ФГБУ «Росзаповедцентр» Минприроды России.
О роли креативных кластеров в формировании турпродукта и опыте организации инфо-туров по креативным локациям региона рассказала Анна Павкина, директор ТИЦ Самарской области. Директор Департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области Эльмира Туканова презентовала участникам проекты и возможности туризма, гостеприимства и креативных индустрий Большого Урала.
С информацией о региональных программах и мерах поддержки креативных индустрий перед участниками форума выступила Лидия Самойлова, ведущий специалист Ассоциации «Народные художественные промыслы России».
В образовательном блоке программы участники с большим интересов заслушали доклад Анны Кошелевой, к.э.н., доцента кафедры гостиничного и туристического менеджмента Высшей школы менеджмента РЭУ им Г.В. Плеханова на тему: «Кросс-индустриальное партнёрство сферы туризма и креативного предпринимательства в контексте социально-экономического развития регионов Российской Федерации» и приняли участие в дискуссии «Креативные индустрии и туризм в системе высшего профессионального образования», инициированной Викторией Кичовой, бизнес-коучем, экспертом индустрии гостеприимства с предпринимательским опытом более 20 лет, старшим преподавателем Университета при МПА ЕврАзЭС.
Активное участие в программе форума представителей сфер туризма, креативных индустрий, федеральных и региональных органов власти подтверждает взаимный интерес и движение в сторону совместного кросс-индустриального развития креативного локального туризма в регионах России.
Опыт и методики эффективного взаимодействия государства и креативного класса, успешно реализованные в 34 муниципалитетах Кемеровской области, в Московской, Самарской и Свердловской областях могут быть тиражированы/масштабированы в других регионах России, заинтересованных в развитии межведомственного и кросс-индустриального сотрудничества сфер туризма, креативных индустрий и территорий при активном вовлечении в процесс творческого потенциала регионов – мастеров, ремесленников, самозанятых.
Фото: Интурмаркет в соцсети ВКонтакте.
Мариинск Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.