07.08.2024 11:57
Аналитика.
Просмотров всего: 7779; сегодня: 9.

Авиабилеты могут подорожать из-за попыток их принудительно удешевить

Авиабилеты могут подорожать из-за попыток их принудительно удешевить

Цены на авиабилеты по России растут двузначными темпами. В попытках сдержать рост тарифов власти предлагают, в том числе, ввести госрегулирование и ограничить маржу авиакомпаний. Однако представители отрасли и эксперты считают эту меру скорее вредной, чем полезной. Результат может оказаться прямо противоположным: количество рейсов сократится, показатели безопасности ухудшатся и в результате билеты подорожают только сильнее.

Письмо с предложениями, как замедлить рост стоимости авиаперевозок по России, направил вице-премьеру Виталию Савельеву глава комитета по бюджетной политике Совета федерации Андрей Кутепов 1 августа. Об этом сообщает газета «Известия».

По оценкам экспертов, среди предложенных мер есть и более-менее реализуемые: это предоставление скидок детям и сохранение авиабилетов для пассажиров, не явившихся на первый полетный сегмент.

Но есть и весьма неоднозначная с точки зрения рыночной экономики мера: ограничение маржи в 20% от себестоимости при формировании финальной цены билета перевозчиком.

В Совете Федерации считают, что пассажиры недовольны динамическим ценообразованием

Последнее, единогласно отметили опрошенные «Вестником АТОР» эксперты, может привести к строго противоположному результату: перевозки в итоге только сильнее подорожают.

В частности, инициаторов регулирования, исходя из данных «Известий», не устраивает динамическое ценообразование, когда стоимость билетов растет ближе к дате вылета. Хотя, как заметил один из опрошенных представителей отрасли, именно этот механизм и позволяет потребителю, который умеет планировать свои поездки заранее, приобрести билеты максимально выгодно.

Автор письма вице-премьеру апеллирует к «недовольству граждан» и «возникающему у них ощущению несправедливости» и предлагает ввести единую методологию оценки себестоимости перевозок.

Но участники рынка, со своей стороны, уверены, что это предложение невозможно реализовать на практике: у каждого перевозчика свои бизнес-процессы, которые зависят от размеров флота, штата, маршрутной сети, региона работы, маркетинговой стратегии и договоров с поставщиками. И все это влияет на себестоимость билета.

Кроме того, именно себестоимость перевозки, а не маржа авиакомпаний, постоянно и очень динамично растет начиная с 2022 года, когда, не успев оправиться от ковида, перевозчики столкнулись с новым кризисом.

Стоимость авиабилетов растет в результате увеличения расходов авиакомпаний

В частности, только расходы на обслуживание самолетов уже выросли в три раза в сравнении с докризисными ценами. Авиационное топливо также дорожает темпами до полутора раз в год. По данным «Парламентской газеты» только за период с 1 июля по 1 августа авиакеросин подорожал на 10%. На фоне высоких темпов инфляции, фонд оплаты труда также увеличивается.

Перевозка по данным Росстата уже выросла в цене на 17% по отношению к прошлому году. И далеко не все негативные изменения уже успели отразиться на стоимости авиабилетов. Их эффект в полную силу проявится через 2-4 месяца, поскольку на лето – сезон отпусков – туристы часто планируют поездки заранее, покупая билеты еще весной или раньше.

«Как бы ни было понятно и объяснимо «недовольство и непонимание» граждан, авиакомпании выставляют тарифы не «с потолка» – их затраты растут даже более динамично, чем стоимость билетов для потребителя», – объясняет один из представителей авиационной отрасли.

Другой собеседник с грустной иронией предложил представителям Совета Федерации обратить внимание на общую инфляцию: в России дорожает сейчас вообще все, начиная с продуктов питания в магазинах-дискаунтерах. Вопрос о том, откуда в этих условиях авиаперевозчики должны изыскать средства на замедление роста тарифов, остается открытым.

«Если в текущих условиях авиакомпании прибавят к себестоимости еще и 20 «разрешенных» процентов, то тарифы для пассажиров будут намного выше, чем они есть сейчас», – добавил первый из опрошенных специалистов.

Количество рейсов по России может сократиться, а билеты в низкий сезон – подорожать

Вмешательство государства во внутренние процессы компаний приведет, с большой долей вероятности, к тому, что перевозчики вынуждены будут сокращать маршрутную сеть, лимитировать продажу дешевых авиабилетов заранее.

Может появиться дефицит перевозки. И в первую очередь – по низкомаржинальным внутренним маршрутам. Например, растущая интенсивность рейсов «в облет Москвы» изнашивает флот и увеличивает расходы на его эксплуатацию. 

По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева ограничение предельной рентабельности приведет также и к росту цен в низкий сезон – авиакомпании не успеют окупить свои издержки в высокий сезон и будут ставить максимальную наценку на низкий.

Эксперты предлагают субсидирование вместо госрегулирования

«Ни к чему хорошему кроме появления квази-льготных тарифов госрегулирование не приведет. В лучшем случае. А в худшем, представители авиаотрасли, которые и так работают в условиях беспрецедентных санкций, опустят руки и начнут экономить даже на безопасности, чего бы абсолютно не хотелось», – говорит вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

Эксперт отдельно отметил, что меры поддержки, а именно, субсидирование авиаперевозок, дали бы эффект намного лучший, чем госрегулирование тарифов.

И пример тому – 2022 год и начало 2023 год, когда авиакомпании в совокупности получили от государства 125 млрд руб. на компенсации за перелеты по внутренним направлениям из расчета за фактически перевезенного пассажира. Внутренний пассажиропоток тогда достиг 77,7 млн человек, что в целом соответствовало показателям докризисных лет. В 2023 году рост продолжился.

Тем более что даже на уровне Росавиации в 2024 году отмечается значительное снижение темпов роста спроса на внутренние авиаперевозки: общий рост за 6 месяцев составил 3,7%, в весенние месяцы показатели были еще ниже – 1,7% год к году.

Государство должно снижать финансовую нагрузку на отрасль, чтобы замедлить рост стоимости перевозок

Что же касается предложений о скидках для детей – они более жизнеспособны, отмечают эксперты. Однако нельзя забывать, что кто-то все равно должен окупить расходы авиакомпаний на их перевозку. И если на эти цели не предусмотреть госдотаций, то авиакомпании будут вынуждены просто на суммы скидок для детей увеличивать стоимость билетов для взрослых пассажиров.

Проще всего, судя по оценкам специалистов, с мерой в отношении «сгорающих» полетных сегментов. С учетом современных технологий, позволяющих пассажиру оставаться на связи с авиакомпанией даже в случае неявки на первый рейс, это предложение реализуемо.

Однако, как отметил г-н Пантелеев, все, любые действия, которые будут отражаться на объеме затрат авиакомпаний, будут неизбежно приводить к росту стоимости билетов.

Эксперт уверен, что на данный момент правительству и парламенту нужно сосредоточиться на том, как снизить финансовую нагрузку на авиаотрасль и как поднять доходы населения, а не на регулировании тарифов.

Текст: Екатерина Тропова.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: www.atorus.ru/node/58087
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...