Начиная с ноября Северная столица переживает последний всплеск деловой активности перед новогодними каникулами. Отраслевые СМИ пишут о предстоящем подведении годовых итогов, а отельеры спешно перестраиваются на обслуживание бизнес-туристов.
— Для петербургских отельеров конец осени — традиционно «низкий» сезон, поскольку большая часть потока деловых туристов из регионов и ближнего зарубежья приходится на столицу. Буквально последние год - два в связи с улучшением транспортного сообщения и общим процессом интеграции бизнеса ситуация изменилась, — рассказывает руководитель службы маркетинга и развития отеля «Спутник» Светлана Бакалдина. — Если говорить о региональных гостях, то помимо москвичей в Петербург чаще всего едут с Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана. Это вполне естественно — так же, как столица остается безусловным лидером по приему «южан». Однако для отелей с обширным номерным фондом конкуренция остается жесткой. Особенно сейчас, когда в городе ежегодно растет число мини-отелей и частных апартаментов.
— И как отели борются за свою долю осеннего бизнес-потока?
— Традиционно: снижением цен. В среднем осенью-зимой, за исключением новогодних праздников, цены в отелях Петербурга падают на 10-15%. В последнее время этого уже недостаточно. Бизнес-туристы — категория особая, ее не привлечь низкой ценой. Большей частью они размещаются в отеле по безналичному расчету, и для них важнее представительские параметры гостиницы, качество сервиса, комфорт. А это, как вы понимаете, те показатели, которые нельзя улучшить в одночасье. Так что выигрывает тот, кто вкладывает в повышение уровня сервиса постоянно.
— Каковы в данной ситуации основные статьи расходов отеля?
— Основные расходы — это поддержание номерного фонда и других помещений в идеальном состоянии. После летнего наплыва гостей (если рассчитывать на бизнес-туризм, оживающий осенью) не так много времени, чтобы сделать косметический ремонт. Где-то нужно сменить напольные покрытия, обновить обивку, почистить или заменить мебель, и это — не считая мелочей, которые необходимо заменить в номерах бизнес-класса. Следующая весьма существенная и постоянная статья расходов — ресторан. Организовать питание в отеле на высшем уровне — целый комплекс мероприятий, на который требуется иногда и год, и два, и немало вложений. Например, итальянская линия оборудования шведского стола, которую отель установил весной этого года. Вкладываться нужно и в обучение персонала. Поскольку ни сверкающий новой мебелью номер, ни полноценный завтрак не сделают гостя постоянным клиентом отеля, если не будет «на высоте» персонал, с которым ему приходится сталкиваться.
— Вашему отелю, несмотря на то, что в активе у него всего три звезды, вполне успешно удается справляться с «низкими» осенними сезонами. Есть ли у вас некий маркетинговый рецепт, которым вы готовы поделиться?
— Это ошибка думать, что есть универсальный рецепт успеха. Все мы вышли на рынок с разным стартовым капиталом — разной степенью материальной и моральной изношенности основного фонда. Так что для каждого отеля ситуацию надо рассматривать конкретно. От стартовой позиции во многом зависит количество средств, времени и усилий, которые надо вложить в результат. Главное грамотно использовать весь свой потенциал. Например, «Спутник» расположен в старой части Выборгского района, почти на границе Калининского — 20-30 минут до центра, зато до предприятий Парнаса — рукой подать. Именно это обстоятельство и определило выбор концепции развития гостиницы как «делового отеля». Даже капитальный ремонт номерного фонда делался с акцентом на расширение «ассортимента» именно под этот контингент гостей. И сегодня представители малого и среднего бизнеса, специалисты среднего звена крупных предприятий даже при скромном командировочном бюджете могут рассчитывать на размещение в современных комфортабельных номерах. В этом отношении и по уровню сервиса конкуренцию отелю на севере Петербурга составить некому.
Так что осень — как раз наш сезон. Именно поэтому цены на номера мы опускаем, как правило, к концу ноября — началу декабря, значительно позже остальных отелей. А на новогодние праздники и зимние каникулы, когда начинается «высокий» сезон, и цены в отелях подрастают, у нас — наоборот — опускаются или остаются на уровне осенних. Это позволяет привлечь не только бизнес-туристов, но и отдыхающих экономичного сегмента, для которых цена играет определяющую роль.
— Вы не упомянули о специальных программах и акциях, которые сегодня предлагают своим гостям многие отели Петербурга. Как вы считаете, эффективно ли их использование для привлечения бизнес-туристов в низкие сезоны?
— Насколько мне известно, для этого сегмента на рынке практически нет серьезных программ комплексного обслуживания. Все, что сегодня предлагают петербургские отели, – это, как правило, выборка услуг, сделанная в соответствии с потребностями аудиторий. В лучшем случае к ним добавляется карта постоянного клиента с накопительной системой скидок. И об эффективности, мне кажется, судить еще рано. «Спутник», например, разрабатывает свои программы для бизнес-туристов всего два года. То, что они привлекают в отель гостей, — несомненно. Но какой была бы их эффективность, к примеру, без работы менеджера по корпоративным клиентам? Именно этот специалист выясняет потребности компаний и формирует необходимый пакет услуг, которые полностью удовлетворяют наших партнеров.
Несмотря на то, что мы успели зарекомендовать себя как отель, разработавший спецпредложение «Командировка», в любом случае, в отношении серьезных программ для бизнес-туристов мы еще в начале пути, однако все активнее развиваем это направление. Нам есть, куда расти, и мы, я уверена, достигнем желаемых результатов.
Евгения Вайтер